Как работает нешипованная резина
Нешипованные зимние шины имеют совершенно иной химический состав смеси и дизайн рисунка протектора, нежели шипованные. Такая резина должна быть достаточно мягкой, что обеспечивает хорошее сцепление со снежной дорогой, но при этом должен не терять управляемость и быть жестким.
При высокой температуре при движении по асфальтовой поверхности велика вероятность увеличения тормозного пути, что приведет к замедленному и нечеткому реагированию автомобиля.
Зимние шины состоят из различных компонентов, предотвращающих отвердевание или замораживание при минусовых температурах. Самая известная добавка – силика, или кремниеорганическая кислота. Чаще всего эти компоненты являются синтезированными, так как натуральные компоненты не могут улучшить эксплуатационные характеристики шин. Натуральная добавка, как каучук, на холоде дубеет, а на жаре превращается в тянущуюся массу. Поэтому его уже давно не включают в состав колес. Также часто используют смесь добавок:
- силиконы;
- твердые резиновые фракции.
Если бы производители выпускали слишком мягкие и не дубеющие шины, они бы быстро изнашивались. Но иногда производитель добавляет засекреченные компоненты, так называемые ноу-хау.
Наиболее оптимальный, вариант- когда высока пластичность зимних шин на холоде. Это позволит увеличить силу трения с дорогой.
Принцип работы не шипованных шин
Внешний вид протектора на зимних шинах выглядит в виде узких глубоких канавок – ламелей. Они выполняют роль небольших присосок. Когда автомобиль движется по ровной поверхности, например, по асфальту, объем этих канавок уменьшается из-за силы тяжести автомобиля, поэтому из них вытесняется вся вода и воздух. Когда машина поворачивается, его ламели при отсутствии силы тяжести на них стараются вернуть прежние объемы и форму. Внутри ламелей находится вакуум (разряжение), куда затягиваются воздух, вода, грязь. Ламели могут также менять угол наклона, в результате чего принимают форму дорожной поверхности.
Отсутствие шипов негативно влияет на тормозной путь машины на слежавшемся снеге или льде. В этом случае буде доминировать сила скольжения, которая в таких условиях сводится к минимуму.
При наличии грязи или рыхлого снега липосистема автомобиля работает эффективнее. Заполнение разряженного пространства грязью или снегом позволяет прилипать к протектору ламелей. С чистым асфальтом ситуация такая же. Это важное отличие от шипованных моделей, которые не обеспечивают необходимый контакт шипов и твердой дорожной поверхности.