Как устроена дорога!
Мы будем говорить об устройстве хороших дорог. Проезжая часть — это поверхность так называемой дорожной одежды.
Назначение ее — воспринять нагрузки от движущегося транспорта и так передать их грунту, чтобы это не отразилось на движении автомобилей.
Чем добротнее одежда, чем она долговечнее, тем ниже себестоимость перевозок.
Современные дорожные одежды представляют собой, как правило, многослойные конструкции: под покровным слоем, непосредственно воспринимающим воздействие транспорта, есть слои дренирующие, морозозащитные, гидро- и термоизолирующие, слои основания…
Толщина каждого может достигать нескольких десятков сантиметров. К материалам, из которых делаются эти слои, предъявляются в каждом конкретном случае вполне определенные требования.
Проезжая часть испытывает не только динамические нагрузки от автомобилей: ее поливают дожди, жгут солнечные лучи, сковывает мороз, «подтачивают» химикаты, применяемые для борьбы с гололедом, разрушают попадающие от автомашин горюче-смазочные материалы и выхлопные газы.
Задача проектировщика — подобрать, сообразуясь с местными условиями, правильно материалы и предельно точно вычислить толщину конструкционных слоев.
Работа эта не простая: необходимо учесть влияние природных и привнесенных факторов на свойства материалов и грунтов в годовом и многолетнем цикле и прогнозировать возможные изменения этих влияний в связи с постройкой и эксплуатацией дороги.