Шина будущего: новые технологии run flat

Собственно новых шинных технологий огромное множество. Компании не стоят на месте, пытаясь придумать что-то свое-новое и тем самым потеснив конкурентов на рынке. Большая часть этих технологий поры до времени скрывается самими разработчиками. О некоторых уже известно, а некоторые уже вовсю используются.

Особенно популярна сейчас технология «run flat», которая обеспечивает движение автомобиля с проколотыми шинами. Как и многие изобретения, принцип действия «run flat» прост — у шин всего лишь значительно утолщены боковины. Автомобиль может буквально «ехать на ободе» несколько десятков километров при скорости 80 км/ч. Таким образом, водителю больше не придется расценивать прокол как фактор, ограничивающий его мобильность. Даже если прокол случился под проливным дождем, в неудобных или небезопасных условиях, водителю не надо останавливать автомобиль, чтобы срочно менять колесо. Вместо этого он может доехать до дома или до шиномонтажа, где ему окажут профессиональную помощь. Эта технология позволяет не только избавить водителей от необходимости возить с собой запасные колеса, но даже покупать их. Ну и конечно безопасность!!! Так, согласно все тому же немецкому автомобильному клубу (ADAC) средний европейский водитель каждые восемь-десять лет попадает в аварию, связанную с повреждением шин. А по информации, которую журнал Spiegel получил в Федеральном статистическом ведомстве, в 2004 году в Германии из-за лопнувших шин произошло 1316 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадали люди. С появлением новой технологии таких проблем можно избежать.

Сейчас автошины с технологией «run flat» очень популярны в мире. Некоторые мировые лидеры шинного рынка уже стали производить такие автошины (Bridgestone, Pirelli, Goodyear, Nokian Tyres). Согласно данным Pirelli, с 2000 по 2004 год реализация шин с технологией «run flat» на рынках первичной комплектации и розничной продажи в Европе и Северной Америке выросла почти на 7000%. А многие производители авто уже стали обувать свои машины в эти технологичные шины. В частности, уже сообщалось, что «трешки» BMW, поставляемые, например, на рынок США и Канады, будут обуты именно в такую резину. По словам представителя концерна BMW, которые приводит журнал Spiegel, новые автошины пользуются высоким спросом у покупателей автомобилей, выпускаемых баварским автогигантом. Впрочем, не только баварским — Mercedes также поставляет на рынок свои автомобили, оснащенные шинами «run flat».

Новую технологию придумала итальянская шинная компания Pirelli. Они изобрела колеса, при необходимости подкачивающие сами себя. Новая технология называется SWS – Safety Wheel System. В колесных дисках, сделанных по этой технологии, делается особый резервуар со сжатым воздухом. Он сообщается с покрышкой через клапан, контролируемый датчиком давления воздуха. При падении давления в шине клапан открывается, и воздух из резервуара компенсирует улетучившийся воздух из покрышки. Такие колеса Pirelli еще в прошлом году разработала для мотоциклов. Теперь же технологию SWS адаптировали для автомобильных колес. Когда новинку запустят в серийное производство, пока неизвестно. Однако известно, когда в продажу поступит другая разработка Pirelli – новейшая система мониторинга давления в шине X-Pressure™. Она осуществляет прямой контроль состояния колеса и представляет собой датчик, встраиваемый в колпачок вентиля колеса. Датчик в режиме реального времени реагирует на падение давления в результате неполадок. Существуют четыре модификации системы, обеспечивающие передачу информации разными способами:

— X-Pressure Optic — цветной сигнализатор на колпачке вентиля (белый — ОК, красный — опасность)

— X-Pressure Acoustic — сигнал передается через установленную на автомобиле электронную систему управления

— X-Pressure AcousticBlue — сигнал передается через порт Bluetooth мобильного телефона

— X-Pressure Monitor — сигнал подается через установленную на автомобиле систему InfoMobility.

За исключением цветного сигнализатора, которым оснащена первая из перечисленных систем, позволяющих напрямую определить падение давления в шине, все остальные системы генерируют световые и звуковые сигналы, позволяющие определить колесо, шина которого не в порядке. Данная система будет представлена на розничном рынке с сентября 2005г. Проблема только в том, будет ли она востребована потребителем из-за своей цены. Можно предположить, что она будет высокой.

Интересную покрышку представила недавно американская шинная компания Amerityre. Это модель т.н. «безвоздушной» шины. Эта непневматическая модель, которая прошла все необходимые испытания на безопасность, будет производиться из полиуретановых эластомеров, без закачки воздуха. По подсчётам специалистов нагрев новинки при движении будет значительно ниже, чем в обычных шинах, что позволяет увеличить время её эксплуатации при меньшем износе. У покрышки намного меньшее сопротивление качению, что позволяет экономить до 10% топлива.

Задумываются производители и о том, чтобы уменьшить износ покрышек. Так, американский гигант Goodyear начал выпуск покрышек из вулканической лавы, которые отличаются большей износостойкостью. На покрышки с вулканическим песком дается гарантия в 130 тысяч километров пробега.