Тесты шин: зимние шины

В нашем климате исключено использование летних шин зимой и нежелательно применение всесезоных. Несоблюдение этого правила может привести к трагическим последствиям. В предверии зимнего сезона журнал «За рулем» протестировал наиболее популярные модели зимних шин размерности 195/65R15 с шипами и без. Носитель — «Шкода-Октавия» на платформе А5, с ABS в тормозах и ASR, контролирующей разгон.

Сначала о «шипах».

Начнем с того, что шипованные шины нуждаются в тщательной обкатке. От того, насколько добросовестно она проведена, зависят не только сцепные свойства шины, но и удержание в ней шипов при дальнейшей эксплуатации. Первые 500 км нужно проехать в щадящем режиме – без резких поворотов, разгонов и торможений.

Новинка от «Нокиан» HKPL 5 – новый хит наступающего сезона, увеличила отрыв, созданный предыдущей моделью, и установила планку для остальных участников. Препятствовать покупке может разве что высокая цена, но шины того стоят.

ContiWinterViking 2 (второе место в тесте) с «брюликами» (тип шипа DD в виде брильянта) в протекторе тоже очень хорош по всем показателям, если не считать слабые тормоза на асфальте.

Вплотную к нему расположились Michelin X-Ice North и Kleber Kapnor 5 – впору их ставить на одну ступеньку пьедестала – разницы по очкам практически нет, очень близки по многим показателям и разнятся лишь характерами. «Мишлен», если хотите, интеллигент в костюме, а «Клебер» — этакий ковбой в джинсах, с простоватым лицом (рисунком протектора), но в экстремальных условиях способный на многое. При этом «Капнор-5» из простой семьи (шины «второй линии») и стоит ощутимо дешевле соседа по набранным очкам.

Goodyear UG 500, несмотря на громкое имя и высокую цену, не только пропустил вперед более дешевый Kleber, но и позволил ему заметно оторваться. Видимо, возраст дает о себе знать.

Bridgestone Ice Cruiser 5000 выглядит скромнягой. Для такого результата цена все же явно завышена.

1-е Место

Nokian HKPL-5

Особенности – направленный рисунок протектора.

В пяти зимних дисциплинах из семи – лучшие результаты. В оставшихся двух тоже очень высокий уровень.

В момент троганья машина «зависает» на доли секунды, а затем словно выстреливает. При этом, чем больше буксуешь, тем интенсивнее разгон. Тормозит тоже очень интенсивно, и торможение четко дозируется. В повороте при переборе скорости возникает легкий занос, что помогает водителю справиться с виражом. Очень высокие оценки по удобству управления автомобилем, курсовой устойчивости, проходимости. В глубоком снегу машина на HKPL-5 ведет себя как вездеход – движется вперед, даже выбрав дорожный просвет. Тормоза на асфальте – среднего уровня. По курсовой устойчивости и плавности хода на асфальте эта шина лучше предшественницы «четверки».

Расход топлива неразорителен.

2-е Место

Continental ContiWinterViking 2

Особенности – асимметричный рисунок протектора.

Первая асимметричная шипованная шина, да еще с «бриллиантовыми» шипами в протекторе. Очень высокие сцепные свойства – особенно хороши тормоза на снегу и льду (тормоза у шин «Континенталь» всегда выдающиеся). При разгоне на любом покрытии не боится пробуксовки.

Удивительно стабильны боковые сцепные свойства на льду – они практически одинаковы и на грани скольжений, и при буксовании, впрочем, как и в критических режимах поведения автомобиля. В заснеженном повороте шины ведут себя уверенно и понятно, без неожиданностей и сюрпризов. Курсовая устойчивость хороша на любой дороге. Асфальт же требует внимания при торможении – здесь сцепные свойства самые слабые.

Уровень комфорта на высоте, если не считать совсем мелкие замечания по шуму – шипы дают о себе знать. По расходам топлива – не супер эконом, но и не транжира.

3-е Место

Michelin X-Ice North

Особенности – направленный рисунок протектора.

«Мишлен» заметно оторвался от предыдущего одноклассника Goodyear UG 500. Уровень сцепных свойств у «француза» очень высок, впрочем, как и «человеческий» фактор – эти шины удобны в управлении; правда, если не суетиться с вращением руля, автомобиль на повороты его реагирует с легкой задержкой.

Автомобиль очень неплохо управляется в заносе, причем на любом покрытии – будь то снег, лед или все вместе. Курс держит уверенно на любой дороге – на заснеженной, и на чистом асфальте. Уровень проходимости достаточен, чтобы без особого труда выехать из снега, но только если двигаться внатяг или с небольшой пробуксовкой.

Комфорт очень хорош. Топливная экономичность – самая лучшая, здесь «Мишлен» делит лидерство с «Клебером».

4-е Место

Kleber Kapnor 5

Особенности – направленный рисунок протектора.

Ровная по всем показателям шина, почти как и «старший брат» «Мишлен». Но есть небольшие отличия – на снегу разгоняется хуже, чем тормозит. А на льду при буксовании сцепные свойства лучше, чем на грани скольжения. Не любит свежевыпавший снег, предпочитая плотный, укатанный. Момент троганья очень уверенный, но если затем «пережать» газ, машина перестает разгоняться. Торможение эффективное, с хорошей информативностью – позволяет остановиться, не доводя дело до стрекота ABS. В повороте на льду при достижении критической скорости появляются мягкие, понятные скольжения. Курс держит уверенно на любой дороге и при любой скорости. Проходимость – отличная, легко движется в глубоком снегу и даже позволяет маневрировать. Комфорт – в общем неплохо, но есть мелкие замечания. Экономичность – самая лучшая.

5-е Место

Goodyear UG 500

Особенности – направленный рисунок протектора.

Статус бренда «первого эшелона» не позволяет этой шине иметь провалы в характеристиках. Выделяется очень хорошим разгоном на снегу, хотя в нашей компании есть и более сильные в этом отношении соперники.

Троганье и разгон хороши лишь с ASR, без нее приходится ловить грань начала буксования. Есть замечания по управляемости и на льду, и на снегу – затянутый занос, заставляющий энергично крутить руль. На заснеженной дороге слегка рыскает, но при этом не требует подруливания, на асфальте плавает чуть больше. Проходимость на высоком уровне – на этих шинах можно выбраться даже из сугроба, если не буксовать. Задним ходом двигаться проще, чем вперед.

Комфорт среднего уровня. По расходу топлива тоже средние показатели.

6-е Место

Bridgestone Ice Cruiser 5000

Особенности – направленный рисунок протектора.

Ровные, без провалов и всплесков, реализуют сцепные свойства на любом покрытии. Впрочем для шин «первой линии» такой скромный уровень не характерен. Объяснение одно – экономичные (читай дешевые) материалы, потому «Круизер» и относится к среднему классу.

Троганье уверенное лишь на укатанном снегу, при торможении приходиться полагаться только на ABS – плохая информативность. Управляемость на зимней дороге посредственная – замедленные реакции на поворот руля, вялое поведение. Уже на дуге неожиданно возникает занос, и нейтрализовать его довольно сложно. Курсовая устойчивость неплохая на любом покрытии. С глубоким снегом справляется, хотя заставляет водителя слегка напрягаться – шины предпочитают буксовать. По тормозам на асфальте явный провал.
Повышенный уровень шума – на скорости более 80 км/ч слышен циклический гул. Скромный расход топлива.

Теперь о «нешипах» — они, кстати, тоже нуждаются в обкатке. Для них достаточно 100-150 км по асфальту, чтобы стереть заводской глянец.

В этой компании карты легли иначе. Производители делят такие шины на две категории – жесткие и мягкие, хотя четкой градации между ними нет. Первые (для «черных» дорог) рассчитаны на теплую среднеевропейскую зиму, а потому ориентированы, в первую очередь, на асфальт – сухой, мокрый или покрытый снежной кашей. Вторые (для «белых» дорог, скандинавские) «держат» снег и лед не хуже «шиповок» (за это их иногда называют «липучками»), но не дружат с асфальтом из-за «мягкости характера» по курсовой устойчивости, управляемости и износу (индекс скорости в основном «Q» — 160 км/ч).

Примечательно, что в «нешипах» определить, кто есть кто, лишь по внешнему виду невозможно – в выборе должен помочь квалифицированный продавец.

Первое место безоговорочно занял ContiWinterContact 3. Удивительно, но эти «липучки» не боятся асфальта – тормоза на нем очень хороши. Впрочем, можно предположить, что шины будут интенсивно изнашиваться.

За ним парой следуют Michelin X-Ice и Nokian HKPL RSi. Разница между их результатами невелика, хотя по цене Michelin заметно выигрывает. Далее идут Toyo, Vredestein и Kumho.

1-е Место

Continental ContiWinterContact 3

Особенности – асимметричный рисунок протектора.

Значительный отрыв от всей компании произошел за счет четырех лучших показателей из семи в снежно-ледовых номинациях. При этом остальные результаты тоже весьма высоки.

Разгон эффективен даже при буксовании. Управляемость заслуживает лучшей оценки, шины не реагируют на смену покрытия. Курсовая устойчивость – выше всяческих похвал на снегу, как у Nokian. Проходимость на уровне, автомобиль на этих шинах не боится глубокого снега. Тормоза на асфальте близки к лучшему результату.

Комфорт на высоте. Но за все это приходится расплачиваться повышенным расходом топлива.

2-е Место

Michelin X-Ice

Особенности – направленный рисунок протектора.

Шина очень близка по сцепным свойствам к «Нокиан» — так же уверенно чувствует себя на снегу и льду.

При троганье и разгоне на укатанном снегу приходится полагаться на ASR или четко контролировать момент пробуксовки – иначе разгон неэффективен. В повороте на льду и укатанном снегу ярко выраженное поведение переднеприводного автомобиля, хорошо понятное водителю – снос передней оси. Неплохо держит курс на заснеженной дороге и хороша на асфальте, хотя ощущается легкое подруливание задней оси. Тормоза на асфальте – слабые. Зато на снегу тормозит лучше всех, что для зимней шины, пожалуй, более важно.

Комфорт на высоте – мягко и тихо. Расход топлива на среднем уровне.

3-е Место

Nokian HKPL RSi

Особенности – направленный рисунок протектора.

Не совсем еще старая модель, но наследника уже ждут не дождутся. Тормоза на льду очень скромные, но на снегу хороши, как и боковые сцепные свойства. В повороте на укатанном снегу возникает легкий занос. Допустимо движение в скольжениях.
Курсовая устойчивость на снежной дороге выше всяких похвал. В глубоком снегу провоцирует на вседозволенность – настолько уверенно RSi проносят автомобиль через сугробы. На асфальте курс не так стабилен – машина слегка плавает по полосе. Комфорт не лучший – есть замечания по шуму (особенно в диапазоне 80-125 км/ч) и плавности хода. По расходу топлива – экономичные.